Робот и автомат: отличия РКПП и АКПП
Визуальные отличия
Особенности автоматической КПП
Автомат отличается от других типов КПП тем, что в ее конструкции присутствуют редуктор и гидротрансформатор.
Гидротрансформатор заменяет сцепление и обеспечивает плавное переключение передач без рывков во время движения. Редуктор может иметь до восьми передач, и переключение осуществляется за счет давления масла, что обеспечивает плавность процесса. Такая конструкция уменьшает зависимость от электроники и обеспечивает надежную работу КПП.
Особенности роботизированной коробки
Робот представляет собой механическую трансмиссию, дополненную блоком управления, включающим сервоприводы и гидроприводы. Эти компоненты позволяют автоматизировать процесс РКПП без вмешательства водителя.
Отличие между автоматом и роботом предполагает наличие своих преимуществ. Среди преимуществ автоматической коробки можно выделить:
- Индивидуальную настройку под различные стили вождения каждого водителя;
- Плавное и незаметное переключение трансмиссии;
- Уменьшение физической нагрузки на водителя при движении в городских условиях, когда требуется частое переключение передач.
К недостаткам автоматической коробки относятся высокий расход топлива и дорогостоящий ремонт из-за сложности конструкции.
Робот основан на механике и имеет следующие преимущества:
- Более низкий расход топлива по сравнению с автоматом;
- Сниженный расход масла;
- Более доступные расходы на обслуживание благодаря технической простоте;
- Увеличение КПД и снижение потерь крутящего момента двигателя;
- Возможность ручного переключения передач, что отсутствует у многих автоматических коробок.
Однако у робота есть недостатки: рывки при резком нажатии на педаль газа. Также при движении в городе необходимо переводить селектор в нейтральное положение во время остановки.
Особенности вариатора
Вариатор имеет совершенно другую конструкцию по сравнению с классическими КПП. Здесь используется ременная или цепная передача, где изменение передаточного отношения происходит за счет корректировки радиуса, по которому перемещается ремень или цепь. Среди преимуществ данного типа трансмиссии стоит отметить:
- Плавность хода благодаря отсутствию переключения передач, что предотвращает потерю мощности, улучшает динамику и обеспечивает плавный разгон без рывков.
- Увеличенный уровень КПД по сравнению с автоматом или роботом.
- Минимальный уровень шума и вибрации благодаря уменьшенному числу подвижных элементов.
Однако у вариатора существуют и недостатки. Например, он более подвержен перегреву, а также требует значительных затрат на обслуживание. На период каждых 100-120 тысяч километров пробега необходимо заменять цепь или ремень.