Top.Mail.Ru
Центр Сервис Ярославль
Ярославль, п. Нагорный, ул. Советская, д. 26

Робот и автомат: отличия РКПП и АКПП

Для большинства людей основное отличие между типами коробок передач автомобиля заключается в делении на механические и автоматические, где переключение происходит без участия водителя. На первый взгляд это действительно так, но с точки зрения технических подробностей существуют отличия между автоматом, роботом и вариатором.

Визуальные отличия

При выборе автомобиля или после его покупки часто возникает вопрос о том, какая КПП установлена в машине - автомат или робот. Один из ключевых визуальных признаков отличия между ними заключается в дизайне панели переключения передач. Если у вас есть позиция «P» (Parking) в верхней части панели, то перед вами автомат. Если позиция «P» отсутствует, но есть «N» (Neutral) и «R» (Reverse), то это уже робот.

Особенности автоматической КПП

Автомат отличается от других типов КПП тем, что в ее конструкции присутствуют редуктор и гидротрансформатор.

Гидротрансформатор заменяет сцепление и обеспечивает плавное переключение передач без рывков во время движения. Редуктор может иметь до восьми передач, и переключение осуществляется за счет давления масла, что обеспечивает плавность процесса. Такая конструкция уменьшает зависимость от электроники и обеспечивает надежную работу КПП.

Особенности роботизированной коробки

Робот представляет собой механическую трансмиссию, дополненную блоком управления, включающим сервоприводы и гидроприводы. Эти компоненты позволяют автоматизировать процесс РКПП без вмешательства водителя.

Отличие между автоматом и роботом предполагает наличие своих преимуществ. Среди преимуществ автоматической коробки можно выделить:

  • Индивидуальную настройку под различные стили вождения каждого водителя;
  • Плавное и незаметное переключение трансмиссии;
  • Уменьшение физической нагрузки на водителя при движении в городских условиях, когда требуется частое переключение передач.

К недостаткам автоматической коробки относятся высокий расход топлива и дорогостоящий ремонт из-за сложности конструкции.

Робот основан на механике и имеет следующие преимущества:

  • Более низкий расход топлива по сравнению с автоматом;
  • Сниженный расход масла;
  • Более доступные расходы на обслуживание благодаря технической простоте;
  • Увеличение КПД и снижение потерь крутящего момента двигателя;
  • Возможность ручного переключения передач, что отсутствует у многих автоматических коробок.

Однако у робота есть недостатки: рывки при резком нажатии на педаль газа. Также при движении в городе необходимо переводить селектор в нейтральное положение во время остановки.

Особенности вариатора

Вариатор имеет совершенно другую конструкцию по сравнению с классическими КПП. Здесь используется ременная или цепная передача, где изменение передаточного отношения происходит за счет корректировки радиуса, по которому перемещается ремень или цепь. Среди преимуществ данного типа трансмиссии стоит отметить:

  • Плавность хода благодаря отсутствию переключения передач, что предотвращает потерю мощности, улучшает динамику и обеспечивает плавный разгон без рывков.
  • Увеличенный уровень КПД по сравнению с автоматом или роботом.
  • Минимальный уровень шума и вибрации благодаря уменьшенному числу подвижных элементов.

Однако у вариатора существуют и недостатки. Например, он более подвержен перегреву, а также требует значительных затрат на обслуживание. На период каждых 100-120 тысяч километров пробега необходимо заменять цепь или ремень.

Что выбрать?

При выборе трансмиссии для автомобиля во многом руководствуйтесь личными предпочтениями. Хотя многие предпочитают механическую КПП, если сравнивать автомат и робот, предпочтение стоит отдать последнему. Например, роботизированная коробка, как установленная на JAECOO J7, сочетает в себе преимущества обычного автомата и механики. Она отличается более доступными расходами на обслуживание в будущем и экономичным расходом топлива. При типичном стиле вождения без излишней агрессии вы почти не заметите рывков при переключении передач. Сегодня использование вариатора остается менее распространенным по сравнению с основными конкурентами.